Домашний зал чемпионок России ростовчанок в новом сезоне подлежит реконструкции. Перемены рано или поздно придут и в другие гандбольные "дома". Возникает вопрос: как сделать, чтобы получилось если не идеально, то близко к тому? "Быстрый центр" тоже всерьёз озаботился этим вопросом, устроив специальный опрос среди неравнодушных.
Да, хрустальный дворец, как во сне Веры Павловны пера Чернышевского, мы вряд ли увидим, но всё же надеемся, что к мнениям собеседников БЦ прислушаются. Высказали они немало дельных предложений — впрочем, убедитесь сами.
Тренер
Александр Ревва, АГУ-"Адыиф", Майкоп:
— Если начать с того, что уже есть в России, то в Звенигороде, где я работал в "десятые", довольно уютный зал. Весьма похожий имеется и в Майкопе (в нём играет наш дубль), только вот боковая зона безопасности маленькая, пусть там и мягкие отбойники стоят.
Мне нравится Тольятти. Скамейки запасных, общий вид зала, два табло: всегда видишь счёт. То же самое касается краснодарского "Олимпа" (пусть он и многофункционален), а также нашего главного дворца в Майкопе "Якуб Коблев". Но одна проблема: во всех перечисленных мной спорткомплексах не очень просторные раздевалки. В гостях у "Лады" там ещё и довольно душно бывает.
— Вечный вопрос: какое покрытие лучше?
— Мне лично по старинке нравится играть на паркете. Переходы с одного на другое покрытие всегда требуют тщательной разминки голеностопов и коленных суставов, потому что пол совсем другой. А если поднять вопрос эстетики, то мне генеральный директор ростовского клуба Антон Ревенко рассказал как-то: для телевидения картинка лучше, когда уложен именно тарафлекс.
Что меня напрягает, так это если на одном покрытии нанесены разметки для всех видов спорта. Выглядит, как современная схема московского метро: сплошные линии. И игрокам, и зрителям это всё-таки мешает. И если первые присмотрятся и привыкнут, пока разминка идёт, то у болельщиков меньше времени на это.
Дания, кстати, грешит разметками. Там мало того, что привычные волейбол, баскетбол и прочие есть, так порой и под бадминтон разрисовано!
— А как отнесётесь к олимпийскому плей-офф-2024 на футбольном стадионе в Лилле?
— Помню, в Германии несколько раз играли так. Посмотреть интересно. Правда, на верхних ярусах надо обладать хорошим зрением. А вообще-то идея хорошая, почему бы и нет?
Проблема-2024. Гандбол на футбольных аренах: ждём Евро в Германии и Олимпийские игры во Франции
— Освещение играет большую роль?
— Бывает, его не хватает, а порой и обратная картина. В Звенигороде зал, повторюсь, маленький и не очень высокий, но освещение для него, наверное, слишком хорошее и порой слепит игроков. И для ТВ, знаю, существует проблема с большими окнами.
Но как тренер, подводя итоги, скажу так: уютные раздевалки, безопасное покрытие, хорошие скамейки со спинками для болельщиков и игроков — это мои главные пожелания.
Игрок
Анна Шеина, "Динамо-Синара", Волгоград:
—Да, в Волгограде гандбольный дворец —это многолетняя мечта. Мы тренируемся в ФОКе, там неплохо готовиться, но никаких трибун нет, матчи играть невозможно. Разве что закрытые двусторонки.
Перед чемпионатом мира по своему возрасту в 2018 году мы ездили на контрольный турнир в Венгрию. И местный зал меня просто поразил. Там есть всё, что нужно для зрителя. А именно: не темно и в то же время не ярко, поддержание прекрасного климата внутри дворца — то есть не жарко и не холодно... Пространство в целом такое, будто на футбольный стадион попадаешь. Раздевалки широкие, никто никому на голову не садится. Вероятно, я прежде попросту не сталкивалась с такими аренами. В России аналогов просто нет!
А ещё как человек, в своём возрасте уже трижды ходивший на операции, обращаю внимание на покрытие и чувствую его. Если тарафлекс постелен с подложкой, это одно дело, а если просто на бетонном основании, там травматизм растёт.
— Телезрители часто из-за музыки не слышат, что говорит тренер во время тайм-аутов, а ведь это тоже часть гандбольной драмы. И жалуются… А вам всё слышно?
— Понятно, что многие вещи мы обговариваем заранее, а если забываем, то нам просто хорошо напомнят (улыбается). Так что музыка для танцевальных групп поддержки нам не сильно мешает.
Равно как и свет — не самая большая проблема. Есть места, где слепит, но, насколько знаю, мощность светильников можно регулировать.
Телекомментатор
Надежда Муравьёва, "Матч! ТВ", Москва:
— Нам в силу разных обстоятельств в последний год часто приходилось комментировать не с арены, а из останкинской телестудии. Но вообще идеальная точка для комментаторской позиции — это золотая середина. То есть не самые верхние ряды и не самые нижние. С одной стороны, сверху хороший обзор, ты видишь рисунок игры, но в то же время лишаешься возможности наблюдать эмоции тренера, игроков…
Конкретные дворцы? Возьмём "Динамо" на улице Василисы Кожиной. Арена современная, уютная. Но… она под волейбол спроектирована. И мы с напарником практически не видим крайних игроков. Потому что волейбольная площадка компактнее, а наша шире.
Но всё зависит не только от дворцов, но и от профессионализма телевизионщиков. У "Ростова", "Звезды" и "Лады" спорткомплексы не самые новые, но картинку оттуда дают замечательную. Надеюсь, строители новых специализированных арен тоже всё это учтут.
— Где лучше располагаться: по центру площадки или за воротами?
— Если хочешь смотреть комбинации, с торца очень удобно. Особенно — когда ты болеешь за конкретную команду: садишься за воротами соперников и видишь "своих" в атаке. Но нам, комментаторам, конечно, поддерживать одну из команд нельзя. Разве что — если ты едешь со сборной России на Игры или чемпионаты мира и Европы, где допускается некоторая субъективность. Поэтому предпочтительнее занимать место в центре. Тем более ещё есть картинка на мониторе.
Кстати, насчёт трансляций… У меня в семье очень популярен баскетбол, постоянно смотрю матчи НБА. Некоторое сходство у наших игр есть. Мне всегда интересно, как они эфиры организовывают. Это шоу, в котором участвуют и сами комментаторы. К ним в перерывах приходят гости, ведут диалоги.
— Всегда ли хорошо видно игроков и их номера?
— Да, возможно, номера могли бы быть крупнее. Но здесь хочу поблагодарить Сергея Николаевича Приголовкина, который сразу научил меня: перед игрой надо посмотреть несколько трансляций матчей с участием тех команд, что будешь комментировать, чтобы изучить манеру конкретных гандболистов, тогда и без номера прекрасно можно понять, кто есть кто. И вообще я готовлюсь долго, стараюсь приехать на игру за час, а лучше за полтора, чтобы прощупать всю атмосферу.
"Работа комментатором ощущается как продолжение игровой карьеры". Надежда Муравьева в новой роли
Режиссёр трансляций
Станислав Хитрин, "Матч! ТВ", Москва:
— Самая большая беда во время трансляций — когда бывают пустые трибуны. Можно хоть 20 камер установить, но на выходе это будет чисто технический показ. Ни драйва, ни атмосферы, ни взрыва эмоций, которые в спорте непременно нужны. Собственно, не забыли ещё, как в ковидные годы мы работали на пустых площадках.
А сейчас уже клубы должны задуматься, как привлечь зрителей. Этим должны заниматься специальные люди. А то, бывает, приглашают футбольных фанатов, которые, если время у них есть, заполняют сектора, но при этом не очень осознают происходящее на площадке.
Расстановка камер? Всё упирается в бюджет телекомпании или её филиала. Где-то нет спецтехники, там бесполезно ставить 12 камер. Они так или иначе не вытянут картинку, как это делается на чемпионатах мира или Европы.
Далее. В торце висят сетки, оберегающие зрителей от попадания мячей, там не установить стационарную камеру. Зато над воротами работают роботизированные камеры на высоте 5-6 метров. А по бокам и по углам нижние камеры. Операторы должны при этом понимать, что происходит. Пока мы часто работаем только по мячу, но на больших соревнованиях гандбол превращается в кино. Там консультируют опытные тренеры, бывшие игроки. Нужно выхватывать самое важное.
Пример: нарушение правил. Режиссёр даст повтор, а за это время мяч уже в воротах побывает. Такое сплошь и рядом. И комментаторы не успевают следить. В гандболе своя специфика. В Германии и Дании этому научились.
И свет — тоже проблема. Бывает, что в зале освещение вроде бы достаточное, от 2500 люкс до 3500, но получается, что у одних ворот одно, у других ворот — другое, а в центре — вообще третье. Но так ведь нельзя! Сдвигаемся на 10 метров — и всё… Тем более в условиях супербыстрых движений. Пусть будут полторы тысячи люкс, но хотя бы равномерно. Иначе камеры на повторах просто мерцать начинают.
Бывает и такое, когда разметка безобразная: нельзя все виды на один тарафлекс "селить".
Болельщик
Денис Пономарёв, фан-группа "13-й сектор", Ростов-на-Дону:
— Насколько знаю, мы начнём сезон в прежнем нашем Дворце спорта. За пример же для новой арены я бы, наверное, взял стадион в Будапеште. Мне кажется, само совершенство. Ещё очень нравится астраханский "Звёздный". Единственное, что там боковые трибуны могли бы быть поближе к площадке. У "Ференцвароша" прямо за воротами болельщики сидят или стоят, кому как удобно.
Чем ближе зрители к площадке, тем лучше. Тем более я уверен: на такой игре, как женский гандбол, беспорядков быть не может. И никто не представляет угрозы. Даже на английском мужском футболе, где уровень опасности в разы больше, болельщики располагаются близко к действу.
Вместимость нужна не менее 5 тысяч. Если выйти хотя бы на такие цифры или больше, народ будет ходить.
— Давайте помечтаем: чего ждёте от обновлённого дворца?
— Думаю, его можно превратить в "конфетку". Снаружи привести в божеский вид, изнутри сделать начинку. Театр начинается с вешалки, а у нас с холла. Пусть будут промоакции, игры: люди обращают внимание на всё, что проводит клуб. Тот же клубный магазин ведь влияет на настроение. Человек не обязательно бросится всё покупать, но он уже под впечатлением!
И ещё, конечно, лёгкие пенные напитки я бы вернул. Но это уже к властям, конечно. Почему я так считаю? А разве лучше, чтобы болельщик напился во дворе "про запас"? Так его развезёт на трибуне, но это как раз и представляет опасность для него и окружающих.
Венгры, помню, не понимали, зачем наши перед стадионом пьют: ведь внутри тоже не запрещено! А мужики-то, как говорится, не знали. Хотя на самом деле нас, как правило, настолько захватывает игра, что во время матча мы не употребляем на секторе даже воду.
Фанатские истории. "Ростов". Жёлтая майка лидера, гнев французов и "Левый берег Дона" в Венгрии
Видеокуб — классная вещь! У него гораздо шире возможности, чем просто поцелуйчики показывать.
А в целом, считаю, главное — это удобные кресла и хороший обзор с любой точки. Не так, чтобы по билету за 700 рублей было всё видно, а за 200 — только треть от происходящего…
Фото: пресс-службы ГК "Ростов-Дон", "Уфа-Алиса", "Динамо-Синара", "Звезда"; Дмитрий Марочкин, Алексей Старостин; личный архив Надежды Муравьёвой