Александр Нефедович — человек с разносторонним опытом работы в гандболе. Его деятельность остаётся за горизонтом внимания широкого круга болельщиков, но при этом весьма важна и в некоторой степени влияет на события, происходящие на игровых площадках.
В сборной России Нефедович занимает пост видеоаналитика, а в звенигородской "Звезде" — начальника команды. О том, как ему удаётся успешно совмещать две роли, Александр рассказал в интервью БЦ.
— Как стать своим в гандболе человеку, никогда в него не игравшему?
— Действительно: я прежде не имел отношения к гандболу, игрового опыта у меня никакого. А оказался в нём, можно сказать, по стечению обстоятельств.
В 2004 году, когда создавали клуб "Звезда", в Звенигороде специально для него был построен одноимённый спорткомплекс. И меня взяли туда на работу звукооператором. Естественно, ни о какой длительной карьере в этом виде спорта речи тогда не шло. Но однажды начальник информационно-аналитического отдела ФГР Екатерина Хорошева пригласила меня на должность помощника по статистике. Меня это увлекло, а со временем появился интерес к видеоанализу матчей, и я понял, что могу этим заниматься.
Вскоре привлекли к работе в "Звезде" в качестве видеооператора со всеми вытекающими из этого обязанностями. Команду тренировал Евгений Трефилов. И когда он возглавил сборную России, то стал формировать штаб — и пригласил в него и меня. Вот с тех пор я и занимаюсь в национальной команде подготовкой видео, необходимого для ведения тренировочного процесса, изучения соперников и так далее.
— Так вы настоящий ветеран сборной!
— Можно и так сказать. При этом я ведь работаю не только с первой национальной командой, но и со всеми женскими сборными — молодёжной, всеми юношескими… Особенно хорошо помню свою первую юниорскую сборную — из гандболисток 1994 года рождения, в которой играли и те, кто на год младше, Анна Вяхирева и Дарья Дмитриева.
Эксклюзив БЦ. Дарья Дмитриева: "Хотелось сыграть с Аней Вяхиревой, но не срослось…"
— Сейчас наши сборные лишены возможности выступать на международной арене. Наверное, работы с ними у вас стало поменьше…
— Конечно, нагрузка нынче совсем не такая, как была, когда мы участвовали в чемпионатах мира и Европы, Олимпийских играх. Хотя стараемся не выпадать из общемировой повестки — к примеру, внимательно смотрели и анализировали прошедшие в минувшем году чемпионат Европы и "Золотую лигу", тренерский штаб во главе с Людмилой Бодниевой что-то подмечал и по ходу сборов доводил до игроков.
Но сейчас это делается в большей степени в ознакомительных целях, просто чтобы понимать, как развивается игра, не упускать из виду лучшие образцы. Это тоже важно, но, признаться, поединков с сильными соперниками очень не хватает.
Итоги сбора. Людмила Бодниева: "Вратарей хочу отдельно похвалить, показали заоблачный процент!"
— Ваша задача — подготовить видеоматериал по тренерскому запросу?
— Совершенно верно. Работал со многими тренерами, и требования к видеоанализу у каждого из них были разными. Кого-то больше интересовала игра в защите, кого-то — развитие контратакующих комбинаций и так далее.
Бывает, обращаются с просьбами сделать для них определённые видеонарезки и игроки, преимущественно вратари, желающие изучить манеру бросков соперниц.
А в последние годы появилась такая тенденция: я готовлю для главного тренера базовый материал, а он уже сам с ним работает по собственному усмотрению — что-то вырезает, что-то добавляет, а на просмотре демонстрирует получившееся. Так, например, поступал Амброс Мартин. Аналогичным образом сейчас работает и Бодниева.
— Тренеры советской школы, с которыми вам довелось работать, как относились к системе видеоанализа?
— Трефилов поначалу тяжело это воспринимал. Его вполне устраивала полная запись матча, которую он многократно пересматривал целиком и делал свои выводы. А к изучению действий соперников Евгений Васильевич вообще был относительно равнодушен. Для него главное — что мы сами сможем показать в игре, а не противник. Потом, правда, перестроился, поняв, что специально подготовленные конкретные фрагменты как минимум экономят время. Тем более что он мог один игровой эпизод обсуждать с командой по 5-10 минут.
А сложнее всего было взаимодействовать с Виталием Крохиным. Тот, приняв сборную в тандеме с Валерием Мельником, вообще сторонился видеоаналитики, их обоих это мало интересовало. У них была своя методика работы с командой.
— Трефилов на разборах такой же кипучий, как во время матчей?
— Когда как. Обычно начинается всё спокойно. Но потом, бывает, Евгений Васильевич начинает кипеть, искрить… Выпустит пар — и быстро успокаивается.
20 вопросов не о гандболе. Евгений Трефилов: "Хандру лечу Высоцким — колонка всегда под рукой!"
— Как вы добываете необходимые видеозаписи игр соперников? Ведь не все матчи, особенно проходящие за рубежом, есть в открытом доступе.
— Сейчас с этим проще, найти интересующее видео и скачать его по большей части не слишком хлопотно. Хотя, конечно, бывают исключения, в частности — это касается скандинавских команд, которые зачастую предпочитают закрываться от посторонних глаз.
Но раньше приходилось значительно сложнее. Помню, как-то в Германии мы, зная, что официальная съёмка запрещена, попросили доверенного человека, чтобы пришел на трибуну и втихаря снимал игру на телефон: других вариантов добыть запись не было. Так что порой доводилось превращаться в настоящих разведчиков, идти на различные хитрости.
— При работе с видеоматериалом запись телевизионной трансляции сильно отличается от так называемой технической, где постоянно в фокусе вся площадка?
— Я бы не сказал. Есть, конечно, определённые нюансы, которые в трансляцию не попадают, но это не критично. Основная камера всё равно показывает полную картину игровых моментов, допустим, всю фазу атаки или какую-то комбинацию, да ещё и с повторами крупным планом. Этого достаточно для понимания, что и как происходит на площадке.
На чемпионате Европы-2020 в Дании всем сборным было предложено подключиться к основной трансляционной камере и получать картинку в режиме онлайн. Вот только об этом объявили лишь накануне старта, и не у всех оказалось в наличии соответствующее оборудование для такого подключения, в том числе у нас. А так — удобный сервис, конечно.
— Прошли времена, когда вы сами снимали матчи и тренировки на видеокамеру?
— Да, но даже если порой приходится это делать, то массивные камеры уже не нужны — достаточно штатива и мобильного телефона. В Новогорске, где национальная команда проводит сборы, мы ведём видеозапись тренировок с волейбольной судейской вышки, которую приспосабливаем специально для съёмок.
Конечно, технический прогресс значительно упростил работу с видео. Есть специальные программы, работа с которыми помогает достаточно быстро и эффективно делать то, что необходимо.
— В "Звезде" у вас совершенно другой формат работы в должности начальника команды. Как вам удаётся быстро переключаться с одного вида деятельности на другой?
— Ну так это же всё — гандбол. Я уже привык. Функции в "Звезде" сильно отличаются от моей специализации в сборной, но мне интересно и то, и другое. Да, нагрузка большая, ведь работа в клубе предполагает решение множества задач, в первую очередь — связанных с бытом команды, начиная от организации поездок на выездные матчи, как говорится, под ключ и заканчивая взаимодействием с приезжающими в Звенигород судьями, которых нужно встретить, поселить в гостинице, а после матча — проводить.
Совместительство познакомило меня с таким явлением, как бессонные ночи, и, окажись в сутках 25 часов, было бы, наверное, полегче. Важно правильно выстраивать свой рабочий график, тогда всё успеешь.
Кроме того, ещё один плюс в том, что, исходя из своего опыта в "Звезде", я хорошо взаимодействую с занимающей пост начальника команды в сборной Марией Сидоровой, могу что-то подсказать в момент её сомнений и принести пользу в определённых ситуациях уже не только как видеоаналитик.
20 вопросов не о гандболе. Мария Сидорова: "В 7 лет сказала: "Хочу в Мавзолей, к дедушке Ленину!"
— Ваша работа связана в том числе с многочисленными разъездами. Не устали от регулярного нахождения в дороге?
— А я люблю путешествовать. Да, наши поездки совершенно не похожи на туристические, и, тем не менее, даже наблюдая ту или иную местность из окна автобуса, успеваешь составить о ней впечатление. Именно таким образом мне удалось рассмотреть Норвегию и Данию, которые запали в душу своей природной красотой.
А вот, к примеру, в Испании и Франции, при всей их внешней привлекательности, бросилась в глаза неухоженность улиц, особенно тех, что находятся вдалеке от центральных магистралей. После этого, когда я слышу, как сетуют, дескать, в России в том или ином городе недостаёт чистоты, лишь усмехаюсь: это вы не видели закоулки Барселоны и Парижа!
— Случались необычные приключения в поездках?
— В основном пока обходилось без них, однако иногда всё же происходят какие-то нештатные ситуации. Вот были мы в свое время в Македонии с юниорской сборной. Отъезд в аэропорт у нас был назначен на очень раннее время, под утро. Расселись в автобусе, проехали 2-3 километра, после чего водитель заметил, как погасли все приборы на панели. Пришлось делать вынужденную остановку, он что-то там поковырял, и мы поехали дальше.
Но оказалось, что главное испытание впереди. Когда снова тронулись, шофёр вдруг так сильно дернул рычаг переключения скоростей, что тот… отвалился. И на протяжении всего оставшегося пути он всякий раз, когда нужно было переключить скорость, наклонялся вниз и дёргал за какую-то оставшуюся от рычага деталь. А поскольку дорога была очень трудная, наподобие серпантина, у нас, наблюдавших за весьма оригинальными действиями водителя, душа в пятки уходила. Но ничего, в итоге добрались до аэропорта и успели к рейсу.
— Давайте подытожим беседу: вы уже давно работаете в гандболе, что для вас значит эта игра?
— Скажу банально и коротко, но откровенно: гандбол — это моя жизнь. И без него себя не представляю. А ведь в ту пору, когда я совсем молодым человеком пришёл работать звукооператором в спорткомплекс "Звезда", даже мысли допустить не мог, что судьба накрепко свяжет меня с ручным мячом. Но вот ведь как вышло! И за это я судьбе очень благодарен…
Фото: пресс-службы ФГР, "Звезды"