Евгений Резник — пресс-атташе краснодарского СКИФа. Однако на Кубани он известен не только работой в клубе. Резник — один из главных спортивных фотографов юга страны, а также, ещё недавно, корреспондент краевого телеканала.
Помимо этого Евгений — постоянный фотограф рок-фестивалей, концертов и футбола. В 2018 году он был официальным фотографом ФИФА, что давало ему возможность проходить даже в раздевалки. Хватит вступлений — пора читать безумные истории и секреты гандбольной фотографии. Все фото ниже — авторства нашего героя.
Не работа, а футбольный менеджер
— Банальный вопрос для человека нескольких профессий — кем ты обычно представляешься в первую очередь?
— Журналист, как правило. Иногда ещё и фотокорреспондент.
— Но самая большая занятость в качестве пресс-атташе гандбольного клуба?
— С 1 июля я не только пресс-атташе, у меня расширился круг обязанностей. Клуб развивается, поэтому труда у административного штаба стало больше — теперь буду помогать начальнику команды. Работы хватает, но она теперь более офисная — 5/2, все дела.
— И как творческому человеку выжить в четырёх стенах и белой рубашке?
— Ну в официальном регулярно ходить не надо, слава Богу, да и сидеть на одном месте тоже. В СКИФе я работаю с 2019 года, но именно как к работе не отношусь. Знаешь же футбольный менеджер? Вот я сравниваю работу с этой игрой — строишь клуб, организовываешь структуру и смотришь на результаты. Только в данном случае — не один, а в команде.
— Увидел, что в начале года ты попрощался с телеканалом, которому отдал…
— …почти 10 лет. Я пришёл на "Кубань 24" 23-летним начинающим журналистом, поэтому моё взросление в профессии произошло именно там.
— А почему вообще журналистика?
— Моя мама работала в краснодарском Доме книги. Как-то в средней школе после уроков приехал к ней и увидел свежий номер "Спорт-Экспресса". Заболел моментально и почти маниакально — читал газету каждый день!
Однако перед поступлением в вуз встал выбор — журналистика или программирование? Выбрал второе, о чём вскоре пожалел, но доучился. Начал делать сайты, создал даже свой домен, он, кстати, работает до сих пор.
Но потом решил идти по пути спортивного журналиста. Возможности в Краснодаре было две — "Независимая спортивная газета" и телек. Осенью 2013-го я оказался на ТВ. Повезло, что в том году телеканал серьёзно поменялся — и у него появилась спортивная редакция.
— Что оказалось самым сложным на первых порах?
— Писать просто! Это необходимое качество для журналиста. А на ТВ особенно — так как на телеке нельзя перечитать написанное, как в газете.
Я записывал стендапы, в течение месяца уже оказался в кадре. Как отреагировали друзья? Стараюсь воспитывать в себе скромность, не кичился публичностью. Это ведь просто профессия! К тому же финансовая история не коррелируется с известностью (смеётся).
Журналисты ведут себя нагло, это не для меня
— Топ-3 твоих запомнившихся репортажей.
— В станице Раевской под Новороссийском снимали сюжет о гольф-клубе. Очень классный опыт, картинка там прям как в фильмах американских! Прикольным оказался мой второй сюжет на ТВ — о бамперболе. Это игра, где участники находятся в больших надувных шарах.
Ещё был на открытии сезона в Горки-городе. За 15 минут инструктор в сверхускоренном формате рассказал мне, дебютанту лыж, как кататься. С горем пополам у меня получилось скатиться вниз. Было очень страшно, но я даже не упал.
Ах да, ещё поездка со СКИФом в Словакию в 2021-м. Тогда "Поважска Быстрица" пригласила нас на два матча, чтобы деньги не тратить и легко пройти. А мы их оба раза обыграли!
Также делали программу КМС (Курс молодого спортсмена), где я пробовал себя в разных видах спорта. До моего ухода успели записать несколько выпусков, в том числе, и о гандболе. Савелий Шалабанов и Вадим Кондратенко учили меня ручному мячу. А самым интересным, наверное, был выпуск о сквоше из Парка Галицкого.
Кстати, на девятом году работы я стал ведущим в студии — это была программа о футбольной "Кубани".
— Так почему покинул телевизор?
— После закрытия спортивной редакции мне пришлось работать обычным корреспондентом. Но полгода в новостях оказались худшими в моей жизни. Причина? Ну вот, например, случилось какое-то происшествие, тебе надо приехать на место и вторгнуться в личное пространство людей, в том числе, пострадавших. Вести себя нагло, везде лезть с микрофоном. Я так не могу. Да, кто-то в этом органичен, это классные журналисты, но в моей картине мира такое неприемлемо. Ну и быть фильтром, где оседает чужое горе, тоже не хотелось.
Тогда же меня позвали в амбициозный проект в Доме журналистики. Захотелось попробовать что-то новое. Однако с руководством не сработались, да и условия оказались не теми, что предлагались. Мог вернуться на ТВ, но выбрал СКИФ.
— Думал, я один такой неправильный журналист. Абсолютно те же мысли по поводу такой работы. Ладно, к фото! Когда впервые взял в руки фотоаппарат?
— Если кратко: начал заниматься фотографией, когда понял, что фотик — это проездной! Случилось это в 18 лет на концерте "Агаты Кристи" на "Нашествии". Я очень любил коллектив, но к тому времени он распался. А в 2010-м музыканты воссоединились, поэтому были хедлайнерами мероприятия.
Концерт был запланирован на час ночи, но я решил занять лучшие места у сцены в полдень. В июле. Не уходил вообще никуда! И все эти 13 часов завидовал свободно перемещавшимся фотографам, которые могли ходить везде (улыбается).
Заинтересовался. Потом мне подсказали, что можно обратиться к СМИ за аккредитацией, предложить свои услуги. Я так и сделал. Вскоре попал на крупный фестиваль в Самаре, где оказался в толпе крутых фотографов с… мыльницей. Это было очень круто! Даже на пресс-конференции ходил — Кинчев, Шнуров, а я им задаю вопросы! Тайная комната просто. Тогда же примерно понял, что и фоткать прикольно, начал учиться, параллельно работая со СМИ. От постоянного опыта интерес к профессии только рос.
Было даже время, когда на всё смотрел через прямоугольник. Мол, что в него можно поместить, какие детали добавить.
Профессия, понятно, не сверхприбыльная, поэтому можно выбрать, как работать. Это скорее хобби, которое приносит небольшой доход. Например, не фотографирую то, что не хочу: свадьбы, лав-стори и прочее. Мне нравится именно репортаж — я наблюдаю и фиксирую.
Ракурс снизу возвеличивает игрока
— А как оказался с фотиком в "Олимпе"?
— Для ТВ делали сюжеты о матчах о гандболе, где познакомился с Николаем Буяновым, на тот момент пресс-атташе "Кубани" и СКИФа. Он предложил поснимать, так как клубам нужен был фотограф. И вот делаю это уже 8 лет.
— Да, Коли в гандболе после его ухода из "Кубани" не хватает. Но нам нужны секреты гандбольной фотографии!
— Спорт сам по себе специфичен, а гандбол — вдвойне. Например, в футболе в прямоугольнике фотоаппарата движение более медленное из-за расстояний, в ручном мяче всё в разы быстрее. Нужна хорошая скорость реакции. Долго привыкал, учился успевать к решающему моменту, который в гандболе происходит на мгновение во время броска.
У всех фотографов своя тактика, стиль. Например, крутой мастер Вася Пономарёв, снимавший раньше "Звезду" и ЦСКА, весь матч проводит на одном месте. Я же привык перемещаться, носиться как пчела. В этом смысл репортажа — показать всё с разных сторон.
Если видел, фотографирую почти всегда сидя: когда гандболист прыгает — это самый лучший ракурс. Ракурс снизу его возвеличивает, смотрится это в разы дороже. Также у меня довольно заметно размыт фон, чтобы игрок на нём выделялся.
Ещё всегда выбираю сторону за воротами, где нет судьи. С арбитрами улыбаемся постоянно по этому поводу, кто-то подмигивает, мол, оставайся тут.
Чаще пользуюсь фикс-объективом, а не зумом, так как у него лучшая светопередача. Особенно пригождается в зале Академии гандбола, где ужасное освещение. Приходится сильнее заморачиваться при обработке. Через фоторедактор проходит каждое фото, но там нет ретуши — играюсь с контрастностью, резкостью, кадрирую.
Спустя 8 лет делаю меньше фотографий, каждое нажатие более осмысленное. Раньше было в районе полутора тысяч, сейчас — около 800, публикуем из которых примерно сто. Обработка занимает где-то час-полтора, и она — отдельный ритуал. Некоторые фотографы начинают по дороге домой, мне же необходимо делать всё в спокойной обстановке.
— Обидно, наверное, пропустить важный момент, когда находишься на другой половине площадки, особенно с твоим стилем перемещения. Было такое?
— Всегда сфокусирован на атаках своей команды. Поэтому бываю недоволен количеством фото вратарей — для хорошего портрета на дальнем расстоянии нужна дорогая техника, но объектив почти за миллион клуб, конечно, позволить себе не может.
При атаках на другой стороне снимаю тренеров, запасных, болельщиков, поэтому даже могу что-то упустить — я ведь не зритель, а сотрудник клуба, это моя работа. Пример же такого есть — гол Ангелины Болобы. Вы о нём много писали.
Ещё о движении. Для меня гандбольный матч — урок физкультуры (улыбается). Думаю, калорий теряю столько же, сколько на обычной тренировке.
На лбу шрам, но фотоаппарат не пострадал...
— А кто из игроков главный по позированию?
— Катя Левчина и Лера Собкало — подружки, несколько раз просили отдельно их сфоткать. Хотя я сам обычно навожу камеру, а люди уже подстраиваются. Чан Суан Вьет, Игорь Михайличенко, Вадик Кондратенко могут попозировать. Денис Афонин всегда классно получался на фото, мы с ним вообще хорошие приятели!
— Сколько фотоаппаратов пострадали на гандболе?
— Ноль, а лоб — один. В мае вот как раз. Анна Николаева в матче с "Ладой" забросила, мяч после отскока от площадки прилетел точно в фотик, который срикошетил мне в лоб. Надо было даже зашивать, но я отказался. Сейчас средствами вывожу шрам. И это после отскока! А представь, если бы Настя Шавман прямым попала… Сейчас бы точно с тобой не разговаривал (смеётся).
— А с фотоаппаратом-то что?
— Слава Богу, всё в порядке (улыбается). Да, нарушаю иногда правила, нахожусь не там, где можно. Делают мне замечания частенько. Но ведь стараюсь найти лучший ракурс, чтобы продать гандбол дороже! Ладно, это отдельная тема. Конкретно в этом случае снимал через ворота, оттягивал сетку и выставлял объектив в ячейку, чтобы бросок попал как бы прямо в кадр, это очень красиво.
Обезумел и прыгнул на игроков сборной!
— К футболу. В твоём профайле значится работа на ЧМ-2018.
— Да, снимал все матчи в Сочи. Причём был официальным фотографом ФИФА с возможностью прохода вообще везде, даже в раздевалки. Такого доступа у меня не было даже на "Кубани" в Первой лиге! На каждой игре того ЧМ работали несколько десятков фотографов, два из которых — официалы. Один — постоянно работающий на федерацию, второй — местный.
Скажу честно, попал в этот пул незаслуженно, есть более крутые фотографы, но мне, видимо, повезло. И это было невероятно!
Представь, гиганты фотоиндустрии Canon и Nikon на каждый матч ЧМ (как и на этап Формулы-1) представляют своё оборудование на выбор. Самое лучшее и дорогое, фантастика! Я взял фотик и объектив по стоимости как квартира в Краснодаре и потом жутко боялся, что будет, если мяч попадёт… Ладно, мне не пришлось бы платить, но разговор, в случае чего, предстоял непростой.
Ну а самое яркое — гол Марио Фернандеса в четвертьфинале с хорватами. Я не выдержал и просто прыгнул к футболистам сборной, они тогда праздновали у трибуны. Просто обезумел в тот момент! Обошлось без последствий.
На том же матче, кстати, меня провели… под крышу! Представь уровень серьёзности — дверь на крышу незнающему человеку было не найти, она просто не выделялась на стене. Потом все у меня спрашивали, как я дрон пронёс. А я просто оказался над футболистами, прошёл по всей крыше "Фишта".
Пенальти Смолова? Был за воротами, но остался ли момент в фото, не помню. Зато есть фотография Фёдора, на которой он в шоке сидит один на абсолютно пустом стадионе. Ещё сфоткал Луку Модрича, игравшего в мяч с сыном сразу после матча.
Фотки публиковались на портале чемпионата мира, что-то забирал сайт ФИФА. Ну а то, что не входило, продавал шести разным СМИ (смеётся).
— А встреча Испания — Португалия с хет-триком Криштиану Роналду? Тоже ведь в Сочи же была.
— После игры подбежал к нему, хотел сфоткаться, направил камеру телефона, а он… подошёл, похлопал по плечу и пошёл дальше.
— Ну всё, теперь знай, что у тебя есть один завистник: Роналду по плечу похлопал!
— Ха, потом ко мне подошла девушка-стюард и на английском пыталась сказать, что я не прав. Как, мол, подходишь просто так к звезде и просишь о чём-то. Сделал вид, что не знаю английского (улыбается).
На самом деле не испытал ничего особенного. Понимаешь, я там вообще находиться не должен был! Поэтому ощущал себя просто в сказке, это было что-то нереальное. Ведь я — фотограф из Краснодара, а тут иду — навстречу Фредди Юнгберг из "Арсенала", на котором я рос. И говорю ему: Freddy, come on. Он улыбается, и я его фоткаю. Потом в вип-ложе вижу этого, чувака из ФИФА главного… а, Инфантино! Его тоже щёлкнул. Ну и всех остальных, кто тусовался в этой элитной зоне.
Ощущение, будто спишь, поэтому проходящий мимо Роналду не вызвал особых эмоций. Словно привели в мир чудес, где ты понял, что удивляться не стоит уже ничему.
Истории с "Нашествия"
— Ты говорил о фестивалях. Сколько у тебя их было всего?
— Хм, девять "Нашествий" и около сорока всего. И знаешь, они для меня значат гораздо больше. Их сравнивать даже с чемпионатом мира по футболу нельзя! Когда простой алкаш и крутой банкир сидят в поле и обсуждают жизнь, когда все люди равны, социальный статус вообще не важен, это гораздо круче.
— Жаль, но у нас обычно есть рамки по объёму. Поэтому с тебя только одна безумная история с фестов.
— Ну, о том, что происходило под сценой во время выступления "Агаты Кристи" между двумя людьми говорить не будем (смеётся). Расскажу свою.
На одно из "Нашествий" приехал с простой аккредитацией от местечкового СМИ. Подошёл к ответственным за работу со СМИ и начал убеждать их, что уровень аккредитации позволяет мне пройти на сцену. Долго рассказывал, мол, приехал из Краснодара, в переписке с вами договорился, что меня пустят на сцену, иначе без фото оттуда меня уволят!
Просили показать переписку, отболтался, типа живу в поле, телефон сел, зарядки нет. Меня послали, конечно. Но буквально за углом встретил главного организатора "Нашествия". Мы заочно были знакомы, так как общались в соцсетях.
Повезло, что он был в деловой переписке, поэтому в мою историю особо не вникал. Просто сказал: пойдём. Представь глаза тех чуваков, когда через пару минут я вернулся с их начальником, и он снял с одного аккредитацию и передал мне.
Я оказался на сцене перед 70 тысячами человек! Ноги подкашивались... В тот момент понял, что границ просто нет. Эта история мне очень сильно помогла в дальнейшем.
— Две страсти — концерты и гандбол. С энергетикой какой группы можно сравнить наш любимый ручной мяч?
— Ха, даже не знаю. По степени влияния на меня, наверное, с Глебом Самойловым — экс-солистом "Агаты Кристи". Любой матч — небольшое волшебство, таинство. Вот и его выступления тоже — полнейшее вдохновение! Мне кажется, видно, что фотографии отражают мои чувства и переживания во время матчей. Это совсем не механика, не ремесло, это способ упаковать эмоции и возвращаться к ним.
— Закончим гандболом. Как спустя сезон болельщики реагируют на изменение эмблемы СКИФа? Поначалу негатива было много.
— Все остались при своих. Кому не понравилось, мнения не поменяли.
Только лого, только победа! Как менялись логотипы: дерзкий "Сунгуль", талисманы после озверина…
— Ну и последнее. Фото Савелия Шалабанова на закате в майке "Лучший игрок сезона" в моём личном топе. Чья идея такого мероприятия?
— Не скрою, моя. Решил, почему бы не отметить лучшего таким способом. Понимаю, что это может быть совсем неважно даже для самого Савелия, но хотелось сделать это.
Мы заморочились, приготовили футболку именно с бронзовым оттенком, чтобы была схожа с майкой лидера в гонках, убрали спонсоров. Сразу представил, какое фото хочу сделать, поэтому посмотрел погоду, время заката, написал Савелию, когда конкретно подойти к "Олимпу".
Сразу понимал, что форма будет в тени, лицо в свете… Конечно, всегда можно сделать лучше, важно быть недовольным своей работой, но и суетиться нельзя. Попробовать то, это, третье, десятое — вряд ли получится хорошо.
Рад, что клуб в такие моменты идёт навстречу. Помнишь же, футбольный менеджер… Не работа, а игра!
Фото: личный архив Евгения Резника