Актрисы и спортсменки, в какой-то мере ставшие прообразами героев спортивной драмы "...И прекрасный миг победы", высказали свои суждения о фильме, вернувшемся к нам спустя 37 лет.
Трудно писать рецензию на фильм, будучи не только знакомым с режиссером и автором сценария Вячеславом Винником, но еще и рожденным в СССР. Людям, детство и юность которых прошли в то время, свойственна неизбежная ностальгия по пусть не идеальной, но все-таки родной стране.
Режиссер Вячеслав Винник: "С Турчиным было куда приятнее общаться, чем с Лобановским"
Вячеслав Винник: "На роль Самойлова-Турчина было три кандидата: Тихонов, Гафт и Адомайтис"
В фильмах о спорте, снятых в 70-80-х, практически нет черт, свойственных нынешним спортивным драмам. Противники изображены едва ли не лучшими друзьями ("Восьмое чудо света", "Быстрее собственной тени"), а партнеры по команде — умудренными опытом старшими товарищами, которые легко разрулят любую проблему ("Все решает мгновение", "Призвание").
Да и вся суть конфликта заключена, скорее, в борьбе спортсмена с самим собой — в окружении тренеров, ни один из которых не похож на брызжущих слюной идиотов-руководителей из "Легенды № 17" и "Движения вверх". Понятно, что речь о таможнях и деньгах в конверте не идет вовсе — их просто не пропустила бы цензура. Но нужны ли они в фильмах, которые оставляли чувство вдохновенной гордости за наших парней и девчат, боровшихся за честь красного флага, не жалея сил?
Странно, ведь и о патриотизме в этих картинах практически не говорилось, и авторы не стремились выдавить зрительскую слезу, а вот поди ж… Конец фильма, снятого на пленке производственного объединения Свема, вызывал светлую улыбку. Как детская сказка — пусть местами наивно, но ведь правильно и тепло…
В фильме Винника есть пробелы — именно на них небезосновательно (и точно не сговариваясь) обратили внимание Зинаида Турчина и Татьяна Кочергина. Но давайте вспомним, что киностудия имени Довженко традиционно считалась самой идеологизированной, и сценарий автору пришлось менять 29 раз. Своей грустной концовкой фильм обязан ножницам цензора, безжалостно вырезавшим то, что было нетипично для морального облика советского тренера.
Поймем и простим, поблагодарив отыскавшийся, наконец, фильм за возвращение в те времена, когда мы были молодыми и красивыми.
И внимательно отнесемся к пожеланиям в адрес продюсеров новой ленты, где, почти не сомневаюсь, будет продолжена линия "движений вверх" — к новым рекордам выручки в еще одной спортивной драме о патриотизме.
Соглашусь с прославленной Зинаидой Турчиной: снимите Трефилова и его девчонок. Тем более что главные действующие персонажи дружно взяли паузы в карьерах. И хотя бы не попробовать воспользоваться этим было бы неправильно…
Актрис я попросил рассказать о своих впечатлениях от фильма, звездных же гандболисток озадачил еще одним вопросом: что бы им хотелось увидеть в новом фильме о любимом виде спорта?
Столкнулись два мира, у каждого из которых оказалась своя правда.
Наталья Сумская, актриса, исполнительница роли Евгении Сабуровой:
— Это единственное кино о спорте в моей фильмографии. Наверное, к сожалению, потому что запах кед и спортивного зала преследовал меня всю жизнь. Я все время чем-то занималась. То гимнастикой, то легкой атлетикой — вначале спринтом, а потом прыжками в высоту. А учитывая, что училась я в Запорожье, то нетрудно представить, что гандболу тоже нашлось место. Скажу больше — даже поступать собиралась в институт физкультуры и, только приехав в Киев, передумала и подала документы в театральный.
Благодаря спорту я оказалась единственной актрисой, которой не нужна была дублерша, и мячи в ворота забрасывала сама — один из этих голов вошел потом в картину.
Вообще очень здорово, что вы нашли этот фильм. Атмосфера во время съемок была потрясающей — мы много общались с литовскими девочками, которые исполняли роли наших соперниц, и те, само собой, давали уйму полезных советов.
Игра нас захватила, тут уже было не до актерского кокетства, мы носились по площадке и проживали жизни наших героев. Режиссер Винник тонко руководил этим процессом, чувствовалось, что этот человек тоже из спорта. А Котэ Махарадзе? Это же голос целой эпохи. Рядом с такими людьми обо всем забываешь…
Все-таки спорт — это волшебная штука. Вот сейчас все следили за Олимпиадой и понимали, что по глобальности притяжения человеческого внимания он конкурентов не имеет. Потому что все эмоции искренние, настоящие, и побеждает действительно сильнейший. Мы с мужем смотрели не открываясь — и прыжки в высоту, и гандбол. И даже волейбол.
И приятно, что к единственной золотой медали Украины приложил руку крестный моего сына Артур Петрович Дзигасов — в свое время он тренировал борца Жана Беленюка.
Мне самой спорт многое дал — прежде всего дисциплину, самоорганизацию, обязательность, научил дружить и быть верной своему делу. И эти темы, насколько я помню, и поднимаются в фильме. Я его давно не видела, но сейчас с удовольствием пересмотрю.
Ирина Мельник, актриса, исполнительница роли Светланы Черновой:
— Мы все только начинали свои карьеры, у меня это был лишь второй фильм. Но какие шикарные партнеры нас окружали… Наши украинские — Лесь Сердюк и Николай Шутько. Петр Вельяминов и невероятно обаятельный Котэ Махарадзе. А Регимантас Адомайтис? Человек совсем других культуры и воспитания. Плюс толерантность, плюс какая-то небольшая прибалтийская дистанция — все это так гармонично, что девчонки были от него в восторге.
Знаете, я пересматривала этот фильм и поймала себя на том, что мы в этих восьмидесятых никуда не спешим, нет никаких гонок и страхов. Совсем другой темп жизни, нежели сейчас. И проблемы у нас тогда тоже были другие…
Я вам о своей скажу: я ведь приехала на съемочную площадку на четвертый день после операции на груди. Понятно, никаких разговоров про больничный, тогда это было просто не принято.
Идем на тренировку с литовскими девочками-гандболистками. У них одна нога как наши две, ну и все остальное тоже. Мне дают пас — я получаю удар в свою многострадальную грудь и падаю навзничь. Без чувств.
За моими плечами только классический балет в детстве и в школе-студии МХАТ. Как выясняется, не самая лучшая позиция для начала гандбольных тренировок. Это Наташа Сумская попала в свою стихию, она занималась этим видом спорта и, конечно, выделялась среди нас.
Но все равно было здорово, мы очутились в другом мире — спортивном. И он показался нам необычайно интересным. Все к нам относились очень хорошо, начиная от персонала вильнюсской гостиницы и заканчивая режиссером. Он был профессиональным спортсменом и очень хорошо понимал, что надо снимать. Винник работал, как часы, никаких задержек и накладок. Да и конфликтов на съемочной площадке тоже не помню, что в кино бывает редко.
Девчонок собрали со всего Советского Союза, и они были сильными актрисами. И такими же сильными мастерами являлись гандболистки, которые дублировали нас на площадке. Так вот, столкнулись два мира, которые до этого мало что знали один о другом.
Добавлю, что кино о спорте — это в первую очередь психология, а не игра. В центре характеры, а игра — только фон. Ну а что получилось, судить зрителю.
Но у нас было чувство хорошо выполненной работы. И, знаете, мы потом чуть было не встретили Новый год в вильнюсском аэропорту. Актерство — это, по сути, дело, не сильно коллективное. Но мы тогда сидели в общем зале, ждали каждая своего рейса, и у меня было неистребимое чувство, что мы — команда и сейчас все вместе куда-то летим. И даже если встретим следующий год в воздухе, то нам будет здорово друг с другом…
Татьяна Хвостикова (Соболь), актриса, исполнительница роли Милы Хворостиной:
— Знаете, я пересмотрела этот фильм и сейчас он мне нравится больше, чем раньше. Тогда мы были молодыми, и нам казалось: ну да, фильм про спорт, класс, интересно. И все такое.
А сейчас смотрю ту историю, и слезы наворачиваются. Эти хрупкие девчонки, в руках которых честь державы, бьются за эту страну до конца, не обращая внимания на тяжелые травмы и не думая о своем здоровье. Слава здорово это сделал как человек из спорта.
Он хорошо передал эпоху, те отношения, которые были между людьми. Как они разговаривают, какие ценности считают для себя важными... А как здорово исполнили свои роли Регимантас Адомайтис и Котэ Махарадзе! Мы, молодые девчонки, были счастливы прикоснуться к этим глыбам. На съемочной площадке царила просто волшебная атмосфера. Винник набрал ярких талантливых актрис, все к тому времени уже были кем-то. Я репетировала Офелию в "Гамлете" в Минском русском драматическом театре. И главное, на этом кураже мы все были зубастыми — как спортсменки.
Они к нам приходили и рассказывали, как надо стоять, как двигаться. Мне это очень помогло в роли вратаря. Гандбол тогда уже в представлении не нуждался, тем более для минчанки. В то время раскрывался талант нашего СКА — он уже выиграл первый европейский кубок в своей славной истории. Да и о киевском "Спартаке" я тоже знала. Признаюсь, с волнением ждала встречи с Игорем Турчиным, и она сполна оправдала ожидания.
Он — махина. Что-то огромное и серьезное. Именно таким и должен быть тренер сборной СССР. От Турчина шла мощнейшая энергетика. Такая же, как от Ирины Винер. Она мегаталантливый человек — во всех своих плюсах и в минусах тоже. Такие люди штучные и их сразу видно в толпе.
Понимаю и свою героиню в фильме. Она добилась всего, но хочет выйти замуж, и это у нее никак не получается. Я много встречала таких состоявшихся женщин в жизни. Они сделали сногсшибательные карьеры, но не нашли личного счастья, слишком отдавались любимому делу. У спортсменок такая же судьба — они хотят стать идеальными в своей профессии, и именно поэтому у них даже нет времени на построение отношений.
Несправедливо? Просто когда выбираешь путь, то выворачиваешь себя наизнанку. Добиваешься желаемого, и ты уже счастливый человек. А что касается моей героини, уверена, она отошла бы и встретила потом любимого человека — обязательно. И, быть может, в спорте. Возможно, она потом и вернулась бы туда, потому что многие дают себе зарок, что никогда, и все-таки…
Этот фильм наполнил меня светом, и я еще раз пожалела, что Советского Союза уже нет…
Татьяна Кочергина, игрок сборной СССР и киевского "Спартака" 70-80-х:
Мне фильм не понравился. Я и в 1984 году это сказала, когда мы всей командой ходили на премьеру в Дом кино. Это диссонировало с общим мнением. Тогда все были довольны, что фильм о гандболе вообще появился, и поэтому говорили комплименты. И меня агитировали: мол, Таня, может, не так уж все и плохо, есть же и много положительного. Но я стояла на своем и сейчас, спустя почти четыре десятка лет, мнения не изменила.
В этом фильме, кроме главного тренера, есть кто угодно — второй тренер, доктор, даже массажист. Представлен весь технический персонал. Нет только команды. Есть какие-то разрозненные разговоры между девчонками в раздевалке в начале фильма. И все, дальше каждый существует в своей реальности.
Я хочу понять, в чем сила этой команды, каков ее дух, но этого не вижу. Не вижу сюжета, который увлек бы так, чтобы смотреть фильм с первой до последней минуты. Да и где гандбол, где сама игра?
Кино должно быть о команде. Зритель должен понять, почему именно этот клуб, а не какой-то другой стал чемпионом. Важно осознавать, что каждый игрок — это личность, и мастерство тренера состоит в том, чтобы найти к нему подход, чтобы он проявил свои лучшие качества. Это тонкая работа, поверьте.
Мы в "Спартаке" отнюдь не были монолитным коллективом и не ходили друг к другу на дни рождения в обнимку и строем. Но мы выходили на площадку и бились друг за друга. На ней мы были коллективом. Парадокс. Как тренеры это делают, как приводят к общему знаменателю непохожих друг на друга людей?.. Турчин ли, Трефилов или кто-то другой.
Вот это мне интересно — как строилась эта команда, что двигало девочками в их тяжелой работе. О чем они говорили в раздевалке, на игре и в минуты отдыха. Как влияла конкуренция на их взаимоотношения, как они проходили испытания — все эти огонь, воду и медные трубы.
В конце концов, я хочу видеть гандбол — очень красивую игру, которую можно показать, уверена, ничуть не хуже, чем баскетбол в "Движении вверх".
И ничего страшного, если бы главные роли сыграли не профессиональные артисты, а спортсмены. И одновременно были и консультантами, и актерами.
Мне кажется, что сыграть самого себя гораздо легче, чем кому-то другому залазить в шкуру профессионального спортсмена. Ну и на площадке не придется искать дублеров и заниматься потом утомительным монтажом, чтобы зритель не увидел ничего лишнего.
Татьяна Кочергина: "За всю карьеру не попала мячом в голову ни одному вратарю"
Татьяна Кочергина. Вербовка с абрикосовой наливкой, квартира от Щербицкого и разрыв с Турчиным
Лариса Беркова, игрок сборной СССР 70-80-х:
Признаюсь, думала, что в фильме будет показана история киевского "Спартака". Но, почитав интервью Вячеслава Винника, поняла, что режиссерский замысел состоял в том, чтобы снять художественный фильм о женщинах в спорте, и вид для него не имел особенного значения — с таким же успехом в фокусе могли оказаться баскетбол или волейбол.
Впрочем, я кое-кого узнала. В героине Ирины Резниковой — Галину Захарову, которая являлась капитаном команды, была старше других и тоже уже уходила из спорта. Понятно, что героиня Лены Капицы — это Зина Турчина. Правда, в жизни у них с Игорем Евдокимовичем все закончилось хорошо, а в кино он остался один. Но, наверное, режиссер так увидел.
Признаюсь, в нашей бакинской команде столько сентиментальных разговоров с тренером не было, так открывать душу мы могли только между собой. Возможно, это практиковалось в "Спартаке" — мне будет интересно узнать мнения киевских девочек.
Начало фильма, признаюсь, не порадовало — очень уж суровый получился разговор тренера с маленькой девчонкой. По идее он должен ее агитировать прийти в гандбол, а тут наоборот — стращает. Мол, а ты хоть знаешь, что такое гандбол? Даже Турчин никогда не стал бы так разговаривать с ребенком. Правда, в конце это сглаживается. Но, как говорится, осадочек остался.
Адомайтис напомнил мне Турчина только что его фирменным жестом — тот часто подергивал шеей, когда нервничал. Но, видимо, создание копии тоже не входило в планы режиссера, артист играл характер, и, надо отметить, это у него получилось великолепно. Мне Самойлов понравился. Как и девчонки-артистки. Все, кстати, очень красивые.
Я уже говорила в интервью БЦ, что тоже могла сыграть роль в "Прекрасном миге победы" — с киностудии Довженко в Баку мне пришла телеграмма с вызовом на кинопробы. Но я тогда была полностью сосредоточена на гандболе, хотя режиссер не скупился на уговоры и говорил, что это, возможно, мой шанс кардинально изменить профессию. Заманчиво, конечно, но когда у тебя уже есть семья, то никуда уезжать и что-то менять просто не хочется.
В "Прекрасном миге" мне не хватило гандбола. Согласна, что наш вид можно снять очень красиво — ничуть не хуже, чем баскетбол в "Движении вверх". Даже лучше — в конце концов, там борются с дужкой кольца, а мы с вратарем, что намного интереснее.
Правда, хотелось бы обойтись без тех ляпов, о которых мне говорили знакомые баскетболисты. А они насчитали их там огромное количество. Это и деньги в конвертах, которые тогда никто никому не давал. И литовец Паулаускас, превратившийся по воле сценариста из примерного комсомольца в отчаянного диссидента.
От подобной желтизны надо избавиться и сделать такое кино, после которого дети повалили бы в наш вид спорта. К красоте игры нужно добавить драматизм отношений. Разве не здорово, когда в процессе тренировок рождается КОМАНДА, где каждая готова положить все свои умения на алтарь общей победы?
Хотелось бы, чтобы зритель увидел изнанку большого спорта, узнал, каким трудом и какой ценой достаются большие победы. Про наш бакинский клуб в свое время был снят замечательный документальный фильм под названием "Диссонанс".
Нас снимали в быту и на площадке. Вот гуляем за границей — по сути, осуществляем мечту любого советского человека, а вечером там же играем. Меня сбивают, я падаю, встаю и иду на скамейку. А мое лицо залито кровью. Вот оно, искусство кино — одного кадра достаточно для понимания, что же такое гандбол и чего стоит эта возможность пройти по улицам красивых европейских городов. Нас не на экскурсии возили, нас возили побеждать — только первое место считалось в СССР успехом.
Лариса Беркова. Часть первая. "Не буду врать — никогда не хотела стать олимпийской чемпионкой"
Лариса Беркова. Часть вторая. "За победу на Олимпиаде получила квартиру Гарри Каспарова"
Зинаида Турчина, игрок сборной СССР 70-80-х:
Хорошо, конечно, что этот фильм о гандболе. Это здорово для его популяризации. Но Турчин точно не был таким, как герой Адомайтиса. Там нет наших историй, и этот фильм не про нас.
Хотя если автор ставил задачей показать женщин в спорте, то она ему удалась. Есть от чего оттолкнуться в новом фильме. Я, кстати, очень болела за российских девчонок и писала им в Токио. В том числе о том, что к золоту они были психологически не готовы и к финалу пришли уже эмоционально и физически выхолощенными. Все оставили в матче с норвежками.
Что еще сказать вам о фильме? Турчин в отличие от Адомайтиса-Самойлова по комнатам не ходил. У нас были командные собрания и даже вечерние политинформации — люди, жившие в то время, знают, что это такое. Вот там Игорь мог выступить, причем авторитетов для него не было.
Он говорил то, что думает, не глядя, кто перед ним — жена или молодая девочка, которая только пришла в команду. За эту правду-матку его и не любили в ЦК и в спорткомитете, но такой уж человек.
Он был не только великим тренером, но еще и большим психологом. Умел найти главные слова. Помню, перед Монреалем-76, когда гандбол дебютировал в олимпийской программе, Игорь сказал: "Мы должны не просто выигрывать, а сокрушать своих противников. Только так можно стать чемпионом". А про награды он всегда говорил: "Девочки, отметили и забыли. Начинаем идти к новым вершинам".
Мне будет интересно посмотреть современный фильм о гандболе, который собираются снять в России. Но хотелось бы, чтобы он был ближе непосредственно к гандболу. Чтобы девочки из команды говорили о том, о чем обычно говорят в раздевалке. Чтобы страсти там были именно те, что разворачиваются во время игры. Чтобы гандбол выглядел красиво и современно. Для этого авторам придется глубоко проникнуть в мир нашего вида спорта, и если они сумеют это сделать, то поставим им жирный плюс.
Правда, не знаю, кто сумеет сыграть Трефилова — он ведь единственный и неповторимый, с такой-то харизмой. Знаете, а я бы его и сняла в роли самого себя — уверена, Евгений Васильевич обладает для этого достаточным актерским мастерством. К тому же он не дал бы соврать, и трефиловский рецепт победы мы узнали бы непосредственно от его автора. Так что постарайтесь уговорить тренера.
Очень люблю Аню Вяхиреву и Катю Ильину. Мне кажется, что они тоже вполне могли бы сняться в главных ролях. Анна тем более, потому что берет паузу в карьере, которую можно будет заполнить интересным и полезным делом. Аню Седойкину тоже можно снять — очень уж мне нравится ее игра.
Если бы так получилось — дать людям сыграть самих себя, то это было бы великое кино. И его запомнили бы навсегда.